ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОЛЖНИКОВ

25 июня 2015

Совет Учредителей Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего образования «Уральский институт экономики, управления и права»

 

Курганский филиал Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего образования «Уральский институт экономики, управления и права»

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИДУНИДЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДОЛЖНИКОВ

 

 

Митрофанова Оксана Андреевна

курс: 3, студентка

 

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доц. Пикалов Игорь Алексеевич

 

Введение

В настоящее время взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей становится особо актуальным и социально значимым. В связи с чем, данное направление является наиболее приоритетным в деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов. Немаловажную роль при этом играют меры уголовно-правового воздействия на должников, которые злостно уклоняются  от уплаты алиментов.  Поскольку эти меры направлены  на обеспечение  восстановления нарушенных прав взыскателей и защиту прав несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей на достойное содержание.

При взыскании судебными приставами-исполнителями алиментов применяется системный подход, который сочетает в себе  меры принудительного характера и различные меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей. Но зачастую затруднено исполнение судебных решений о взыскании алиментов. И связано это в первую очередь с несовершенством законодательства, а также недостаточным межведомственным взаимодействием при исполнении указанных решений. Необходимо выработать комплекс мер, с помощью которых возможно решить имеющиеся проблемы.

Федеральная Служба Судебных Приставов должна поставить  для себя цель, которая заключается в следующем: не смотря на относительно «мягкие» правовые последствия за  невыполнение обязанностей по выплате алиментов, необходимо устранить ситуацию бездействия должников.

Для того чтобы обязанные лица уяснили, что нельзя обойти закон и алименты все-таки в любом случае придется платить, необходимо задействовать все возможности Федеральной Службы Судебных Приставов и других органов государства.

Рассмотрим более подробно проблемы, связанные с взысканием алиментов и попытаемся найти пути их устранения.

 

Глава 1. Алиментное обязательство

В соответствии с  Семейным  Кодексом  Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а трудоспособные дети в свою очередь обязаны заботиться  о нетрудоспособных родителях. Обычно обязанность по содержанию детей исполняется родителями без принуждения со стороны государства и судебных приставов, при этом родители самостоятельно определяют порядок и размер содержания детей.

В последнее время наблюдается рост неправомерного поведения родителей в отношении  своих  детей  в сфере предоставления материального обеспечения. Это является серьезной и актуальной проблемой, поскольку каждому ребенку должен быть предоставлен такой уровень жизни, который позволит ему  физически, умственно, духовно, нравственно развиваться. Поэтому именно родители несут ответственность за обеспечение достойного уровня жизни ребенка. Алиментные обязательства как раз и возникают в случае, если родители добровольно не предоставляют средства на содержание своих детей. В случае невыполнения ими обязанностей по должному содержанию детей, орган принудительного исполнения судебных актов, который призван обеспечить соблюдения прав гражданина на получение алиментов, применяет к должникам меры принудительного исполнения, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве. Алиментное обязательство представляет собой  гражданское правоотношение, в соответствии с которым  плательщик обязан  предоставить  получателю имущественное содержание на условиях, определенных соглашением сторон и семейным законодательством. Алиментные обязательства обладают следующими особенностями. Они имеют  личный характер, поэтому не передаются по наследству, на них не распространяются правила об уступке требования и переводе долга. Еще одной особенностью является то, что не могут быть зачтены по встречному требованию должника подлежащие выплате суммы алиментных платежей. Кроме того, право на алименты не погашается давностью. Необходимо отметить, что алиментные обязательства являются безвозмездными, потому что они не рассчитаны на получение компенсации.

Алименты  можно определить следующим образом: денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи. Алименты непосредственно затрагивает интересы лиц, которые имеют право на их получение  и являются категорией выплат, имеющей  огромное социальное значение. В этой связи одной из основных задач Федеральной Службы Судебных Приставов России  является повышение гарантий материального обеспечения нуждающихся в получение алиментов граждан, своевременность и полнота производимых выплат.[1]

Родители могут заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей, которое называют  соглашением об уплате алиментов. Право заключить такое соглашение, закреплено в главе 16 Семейного Кодекса Российской Федерации. Не освобождаются от обязанностей по выплате алиментов родители и после лишения их родительских прав, также,  когда дети находятся на обеспечение в детских домах. Отсюда следует, что природа возникновения алиментных обязательств обусловлена  фактом рождения детей.

Алименты на несовершеннолетних детей, если отсутствует такое соглашение, взыскиваются судом с их родителей ежемесячно. В размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка или иного дохода родителей. С учетом материального, семейного положения сторон и иных обстоятельств, размер долей может быть увеличен или уменьшен судом. В большинстве случаев удержание алиментов производится из заработной платы должника.

Федеральная служба судебных приставов, которая представляет собой  орган принудительного исполнения судебных актов, должна гарантировать и обеспечивать соблюдения прав гражданина на получение алиментов, с помощью применения к должникам мер принудительного исполнения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

 

Глава 2. Проблемы принудительного взыскание алиментов и пути их решения

Судебные приставы, выполняя свою деятельность, наталкиваются на ряд серьезных проблем, которые затрудняют их работу и возможность взыскания алиментов в полном объеме. Сегодня не существует реального правового механизма выявления истинных доходов обязанных лиц. Гражданин может иметь неограниченное количество источников дохода, полностью выявить которые практически не возможно. Нет и совершенства в законодательстве для установления теневых доходов,  нет и повсеместной практики ареста и описи имущества должника и обращения на него взыскания. Розыск должника, его места работы, имущества фактически ложится на плечи взыскателя, это порождает слабые результаты  из-за ограниченных правовых возможностей.

Прежде всего, одной из основных проблем является то, что многие неплательщики алиментов не имеют официального места работы или скрывают его от судебного пристава. Очень сложно порой для удержания алиментов установить реальный доход должника. Многие из них скрывают свое имущество, переписывают его на других лиц, тем самым прибегают к изощренным методам и способам лишь бы не выплачивать алименты. Еще более серьезной  проблемой является то, что место нахождения должника вообще может быть не известно.

Но судебных приставов перечисленные трудности не должны  пугать и  останавливать. Необходимо расширить возможности по выявлению реальных доходов должников, их фактического места работы и фактического место нахождения. Для этих целей должно быть налажено взаимодействие с Федеральной Налоговой Службой и Пенсионным Фондом Российской Федерации. Это позволит осуществлять оперативный информационный обмен сведениями, содержащимися в ведомственных базах данных. Таким образом, если должник официально трудоустроен, то место его работы и доход может быть легко выявлен судебными приставами через ведомственные базы данных. Поэтому система взаимодействия между этими государственными органами должна действовать в совершенстве, для своевременного и полного получения информации о должниках.

Что касается проблемы розыска должника и его имущества, хотелось бы сказать о положительных тенденциях привлечения для этих целей частных детективных агентств. Как мы знаем, на судебных приставов, возложена  большая нагрузка, а розыск места нахождения должника и его имущества является очень длительным и трудоемким процессом. Для облегчения работы судебных приставов и привлекаются частые детективы, также это позволяет более своевременно и быстро осуществлять розыск. При этом сами судебные приставы не нанимают частных детективов, это должен сделать взыскатель по своей инициативе. Но так как привлечение частных детективов является новшеством, то необходимо еще совершенствовать законодательство в этой области.

Ранее необходимые сведения органы принудительного исполнения могли получить из адресного бюро. Где место работы указывалось на момент прописки и выписки гражданина, и эти сведения были довольно стабильными. Однако в условиях низкого уровня жизни населения, современной безработицы многие граждане меняют место работы очень часто. Единственным решением этой проблемы, думаю, является создание единой информационной базы данных, которая будет содержать сведения о месте работы граждан. При этом база данных  своевременно должна обновляться, фиксируя все изменения, связанные с переменной места работы граждан.

Кроме того, всю большую популярность приобретают новые методы и способы розыска должников. Например, получение необходимой информации с помощью социальных сетей, различных сайтов. Поиск по сети Интернет позволяет установить большое количество должников. Они размещают на социальных сайтах фотографии своей недвижимости, предметов роскоши, дорогостоящих спортивных комплексов, автомобилей, мобильных телефонов и другого имущества. Многие злостные неплательщики используют автомобили, квартиры, имущественные права, которые не принадлежат им по документам. Однако некоторое имущество подлежит обязательной государственной регистрации. На все эти вещи и предметы, которые скрывает должник, может быть  обращено  взыскание. Но должник  порой пользуется имуществом, которое принадлежит третьим лицам, поэтому на момент описи имущества третьи лица могут доказать, что данные вещи и предметы принадлежат им, а не должнику, путем предоставления чеков. Если же документов представлено не будет, все это может быть  внесено в опись должника и на них накладывается арест.

Не ограничиваясь этим, судебные исполнители, должны проводить целенаправленную работу по контролю над деятельностью работодателей в области оформления ими трудового договора, начисления и выплаты заработной платы. При выявлении случаев нарушения трудового законодательства об этом обязательно информируются органы  Федеральной Службы по труду и занятости,  поднимается вопрос об ответственности виновных лиц. В рамках борьбы с «серыми» зарплатами судебные приставы-исполнители, выявив  факты выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня, незамедлительно информируют об этом территориальные органы Федеральной Налоговой Службы  России.

Судебных приставами  должен быть усилен и контроль над удержанием алиментов работодателями. Бывают случаи, когда работодатели не выплачивают заработную плату своевременно, тем самым родитель не может исполнять свои обязательства по уплате алиментов. Такие работодатели, нарушают закон и должны быть привлечены к ответственности. Возможна и другая ситуация, когда между работодателем и должником существует договоренность, в соответствии с которой должник официально не трудоустроен и получает заработную плату «в конверте» или же трудоустроен, но получает заработную плату гораздо больше, чем установлено трудовым договором. «Зарплата в конверте» - это из основных налоговых правонарушений. Кроме того, это правонарушение влияет и на процедуру взыскания алиментов, так как алименты взыскиваются не в полном объеме из-за «маленькой» по документам заработной платы. Уголовная ответственность работодателей установлена статьей 198 УК РФ, которая предполагает назначение наказания  штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до одного года. Поскольку преступлений в этой области огромное количество, предлагаю ужесточить статью, и заменить лишение свободы сроком до одного года на лишение свободы до трех лет, также, считаю, что необходимо увеличить и штраф.

Бывают случаи, когда родитель все-таки предоставляет денежные средства на ребенка, но в меньшем объеме, чем установлено решением суда. В результате дети не получают полноценного удовлетворения своих потребностей из-за недобросовестности обязанного субъекта. Все это также ведет к нарушению благоприятных условий для духовного, физического, умственного и нравственного развития личности. На практике случается, что, выявив наличие выплат должником незначительных сумм, дознаватель в последующем недостаточно полно проводит сбор материала по исполнительному производству, объясняя это отсутствием оснований для возбуждения уголовного дела, то есть отсутствием признаков злостности в действиях должника. Однако если в результате  проверки обнаружатся признаки злостного уклонения от уплаты алиментов, незначительные выплаты могут стать не причиной отсутствия злостности уклонения, а, наоборот, ее доказательством. Следовательно, в отношении такого лица возможно возбуждение уголовного дела.

Кроме того, хотелось бы сказать, о том, что судебные приставы и дальше должны применять способы воздействия на должников через моральный аспект. Призвать должника к ответственности можно с помощью размещения информации о нем  в публичных местах, например, в автобусах, трамваях, на уличных рекламных баннерах,  плакатах. Кроме того, с согласия взыскателей, публикуются и фотографии детей, призывающих своих отцов, помочь, заплатив алименты. Такие способы дают положительные результаты, призывают должников к ответу.Также социальная реклама содействует в  установлении  фактического местонахождения должников.Серьезное влияние на них  оказывает  осуждающее мнение общества. И сам нерадивый родитель, увидев фотографию своего ребенка  с просьбой выплатить алименты, может осознать свою вину и встать на путь исправления.

На сознание граждан по отношению к детям влияют и религиозные конфессии, судебные приставы могут взаимодействовать с ними для воздействия на должников. Результатом такого взаимодействия становятся факты, когда должники и без применения к ним мер принудительного взыскания, сами добровольно исполняются возложенные на них обязательства.

Еще одной проблемой, которую необходимо устранить является то, что в районах, а особенно в сельской местности найти работу, даже при большом желании, не предоставляется возможным, при этом задолженность рассчитывается из среднего заработка по России.  В связи с этим, предлагаю производить расчет задолженности из среднемесячного заработка по данным статистики в данной местности. Это позволит реально приблизить суммы долга по алиментам к условиям жизни в данной местности.

Одним из наиболее действенных мотивационных факторов является ограничение должников в выезде за пределы Российской Федерации. Несмотря на свою простоту, эта мера воздействия является наиболее эффективной, как показывает статистика. Возможно, усовершенствовать ограничение выезда из Российской в Федерации в более масштабную меру, которая будет запрещать выезд не только за пределы Российской Федерации, но и наложение запрета на свободный переезд из одного города в другой по России. То есть, пока гражданин имеет не погашенную задолженность по алиментам, он не может свободно выбирать место жительства и длительное время находиться в другой области, в другом городе. Но эту меру очень сложно будет реализовать на практике, так как она нарушает статью 27 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет право  гражданина выбирать место пребывания и жительства, свободно передвигаться.

Значительные трудности возникают, когда неплательщики алиментов являются иностранные граждане, временно проживающие в период вынесения судебных решений на территории России, либо граждане Российской Федерации, выехавшие в иностранные государства. Данная проблема вызвана тем, что в настоящее время вопрос взыскания алиментов на территории иностранных стран решается с помощью международных договоров, заключенных с этими странами. Но  очень мало, например, Италия, Австрия, Китай, Корея. А как быть, если лицо, обязанное выплачивать алименты, проживает на территории иностранного государства, с которым Россия не имеет договора?

Разрешить перечисленные проблемы можно посредством ужесточения законодательства в сфере миграции. Так при вынесении решения о взыскании алиментов в паспорт лиц, обязанных к уплате алиментов, делать отметку о его обязанности выплачивать их. Это позволит контролировать передвижение должников, в том числе сократить количество разыскиваемых обязанных лиц.

 

Глава 3. Уголовная ответственность должников по алиментным обязательствам

Огромную роль при принудительном взыскании алиментов играют меры уголовно-правового воздействия на должников. Эти меры направлены  на обеспечение безусловного восстановления нарушенных прав взыскателей, являются гарантией их правовой защиты. Статья 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации, закрепляет уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, регламентирует санкции к должникам. Эта статья предусматривает четыре вида наказания: арест, лишение свободы, исправительные работы и принудительные работы. Однако санкции, предусмотренные статьей 157 УКРФ, в большинстве случаев не являются фактором, побуждающим злостных неплательщиков алиментов к погашению задолженности.

Хотелось бы отметить неэффективность мер уголовного наказания, которые применяются к злостным неплательщикам алиментов, как арест и обязательные работы. Считаю, что они затрудняют саму возможность принудительного исполнения алиментного обязательства, тем самым  не способствуют получению денежных средств. Следовательно, этот факт  приводит к увеличению размера задолженности по алиментным обязательствам  и продлению срока погашения этой задолженности обязанным лицом. Единственной  подходящей мерой уголовной ответственности, предусмотренной статьей 157 УК РФ, являются исправительные работы, потому что  они предполагают трудоустройство должника, а значит, и возможность взыскать алименты из заработной платы.

Если раньше данное наказание назначалось только лицам без основного места работы, то сегодня такая мера может применяться ко всем лицам независимо от наличия у них основного места работы. Такое дополнение можно считать большим шагом к повышению эффективности действия исправительных работ применительно к злостным неплательщикам алиментов. В связи с тем, что исправительные работы ранее назначались только лицам без основного места работы, на практике иногда возникали случаи, когда осужденному предлагалось в целях исполнения наказания уволиться с основной высокооплачиваемой работы и устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую. В случае отказа лица от увольнения с постоянного места работы исправительные работы заменялись лишением свободы[2]. По существу, никакой помощи дети в таких ситуациях не получали. Таким образом, предоставление законодателем возможности назначить исправительные работы лицам, имеющим основное место работы, позволит избежать подобных случаев на практике.

Наказания, предусмотренные за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, должны быть направлены на создание условий для осуществления выплат на содержание детей и нетрудоспособных родителей. В случае лишения свободы материальное состояние осужденного, следовательно, и лиц, имеющих право на алименты, не улучшится. При уклонении осужденного от отбывания наказания в виде исправительных работ суд может заменить не отбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за 3 дня исправительных работ. Данное положение воспроизводит норму ст. 71 УК РФ о порядке определения сроков наказаний при сложении наказаний, что критически оценивается специалистами. Норма ч. 4 ст. 50 УК РФ должна носить карательный, а не уравнивающий характер, как в ст. 71 УК РФ, так как осужденный нарушает обязанность по отбыванию наказания в виде исправительных работ, что по определению должно повлечь за собой более суровое наказание. Поэтому поступает предложение о замене, не отбытой части наказания в случае злостного уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ лишением свободы из расчета 1:1.[3] Применительно к  ответственности за уклонение от уплаты алиментов такой подход будет способствовать более серьезному отношению нерадивого родителя к исполнению наказания в виде исправительных работ.

Осуждение лица в соответствии со статьей  157 УК РФ не освобождает его от обязанности предоставить материальное обеспечение своим детям. Поэтому суд должен выбрать такое наказание из закрепленных санкцией ст. 157 УК РФ, которое оказало бы воспитательное воздействие на должника  и способствовало максимально быстрому погашению задолженности по уплате алиментов. К тому же, решение проблем, связанных с взысканием алиментов с лиц, уклоняющихся от их уплаты, требует комплексного подхода. В связи с этим  государство должно оказывать поддержку детям, чьи родители привлечены к уголовной ответственности по статье 157 УКРФ, путем предоставления ежемесячного пособия. Затраченные средства государство в дальнейшем может взыскать с должника.

Необходимо сказать, что сегодня понятие злостности уклонения от уплаты алиментов не определено на законодательном уровне, а это порождает его различное толкование. Данный термин является оценочным. Исследователи признают, что использование оценочных понятий в уголовном законе является недопустимым. В настоящее время в науке уголовного права не сформировалось единого подхода к определению оценочного понятия.  В каждом конкретном случае вопрос о наличии злостности определяется с учетом причин неуплаты и других обстоятельств. Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если задолженность возникла по уважительным причинам. Бывают случаи, когда должник, чтобы избежать ответственности, вносит незначительные платежи, например, 100 – 200 рублей. То есть злостность в этом случае будет отсутствовать и к уголовной ответственности его не привлечь, однако сумма задолженности будет расти, а права получателя алиментов останутся незащищенными.

Юридическая неопределенность понятия “злостность уклонения” от алиментных выплат не только снижает эффективность применения к должникам мер уголовно-правового принуждения, но и приводит к возникновению коррупционных рисков. Любое оценочное понятие неизбежно влечет субъективизм и создает определенные трудности в его применении. В целях разрешения вопросов использования таких понятий и минимизации ошибок необходимо разработать критерии оценки, закрепить основные признаки, составляющие содержание того или иного оценочного понятия, в законе. Таким образом, представляется необходимым в УК РФ ввести  понятие «злостность уклонения». Такой подход позволит обеспечить единообразное применение данной нормы на всей территории РФ и более эффективное ее действие.

Хотелось бы отметить несогласованность законодательства в части использования терминов. Статья 157 УК РФ содержит понятие «средства на содержание», а семейное законодательство, в частности СК РФ, использует термин «алименты». Анализ указанных понятий показал, что термин «средства на содержание» шире понятия «алименты». В этой связи предлагаю в диспозиции статьи 157 УК РФ термин «средства на содержание» заменить термином «алименты», так как именно это понятие отражает сущность предмета рассматриваемого преступления. Кроме того, потерпевшими от данного преступления являются несовершеннолетние дети, нетрудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, а также лица, в пользу которых взысканы алименты на этих детей. Однако, исходя из анализа статьи  87 УК РФ, несовершеннолетним признается ребенок в возрасте от 14 до 18 лет.  Как быть с лицами в возрасте до 14 лет? Представляется, что при определении совершеннолетия лица следует исходить из положений Конституции РФ и международно-правовых актов, где несовершеннолетним признается любое лицо в возрасте до 18 лет.[4]

 

Глава 4. Меры принудительного воздействия на должников в других странах  и возможность использования зарубежного опыта в России

Механизмы принудительного воздействия на граждан наиболее эффективно действуют  в тех странах, где на высоком уровне находится правовая культура, где  существует сложившееся с давних пор уважение к закону, где прослеживается четкое взаимодействие между  государственными  и саморегулируемые организациями и учреждениями. В таких странах, как   Великобритания, США, Германия и Финляндия, принудительное взыскание алиментов действует лучше, чем во многих других странах. Все дело в методах исполнения судебных решений, которые закреплены в законодательстве перечисленных стран. В настоящее время имеют место быть огромное количество методов обеспечения исполнения решений судов, которые широко используются в правовых системах разных стран. Некоторые из них отсутствуют в законодательстве России.

Законодательство США, Канады, Израиля предусматривает такой метод воздействия, как лишение должника водительских прав. В Израиле данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода и  если должник является инвалид,  либо в его семье есть инвалид, зависящий от него.[5] За рубежом лишение водительских прав за долги очень давно и достаточно  эффективно используется, потому что эта мера быстра в реализации, способна подтолкнуть должника к выполнению своих обязанностей. Очень важно, что в случае уплаты долга эта мера отменяется, тем самым стимулирует должника, чем быстрее он погасит долги, тем быстрее вернет водительские права.  Может ли быть эта мера воздействия применена в России? Этот вопрос широко обсуждается общественностью в настоящее время. Государственная Дума даже приняла в первом чтении законопроект о возможности временного лишения водительских прав граждан, имеющих невыплаченные долги. Однако многие против этого закона, ссылаясь на то, что наличие задолженности перед государством и возможность управлять транспортным средством не должны зависеть друг от друга. Считаю, что эту меру воздействия можно и нужно реализовать на практике в России, она может дать положительные результаты.Такая система вполне имеет право на существование, если будет разумно воплощена в жизнь.

То же самое касается и лишения должника лицензии, например, на охоту, рыболовство. Легче исполнить решение, чем потерять лицензию оценщика, нотариуса. Эту меру воздействия также можно попробовать ввести в законодательство России, поскольку многие не плательщики  алиментов имеют лицензию на той или иной вид деятельности, может именно факт лишения лицензии повлияет на них, так как получение лицензии процесс долгий и сложный.

В Германии  очень ответственно и серьезно  подходят к вопросу о защите прав детей. Невыплата алиментов  в Германии не является  распространенным явлением. В этой стране государственные органы и должностные лица строго следят за исполнением  гражданами алиментных обязательств. Германскому законодательству известна такая мера воздействия, как  принудительное управление имуществом должника. Что представляет собой эта мера? Принудительное управление имуществом должника  реализуется следующим образом: во-первых, выносится определение об аресте недвижимого имущества и делается соответствующая запись в земельном кадастре, во-вторых, суд извещает стороны об установлении принудительного управления. Эта процедура позволяет удовлетворить требования взыскателя за счет текущих поступлений от использования объекта недвижимости. При принудительном управлении имуществом должник тем самым лишен права владения и пользования объектом недвижимости. Право владения и пользования этим объектом суд передает принудительному управляющему. Он в свою очередь имеет обязанности по сохранению хозяйственного назначения объекта недвижимости и использованию его для удовлетворения требований взыскателя. За деятельность управляющего следит суд. После выплаты долгов за счет доходов от  принудительного управления имуществом, суд отменяет решение о наложение этой меры и возвращает имущество во владение и  пользование должника. В России реализовать данную меру воздействия на должников будет достаточно сложно, поскольку даже договор доверительного управления имуществом, заимствованный из зарубежного опыта, плохо «прижился» в России.

Российскому праву не известна и такая мера, как тюремное заключение должника, которая широко и эффективно применяется в США. Если кредитор располагает информацией о наличии имущества у должника,  но он скрывает его место нахождения, то кредитор может  обратиться в суд. Должник в установленный законом срок  получает повестку о вызове в суд. Но если он не является в суд или отказывается раскрыть суду  информацию о местонахождении имущества, то  к нему может быть применено тюремное заключение. Тюремное заключение не назначается на какой-то конкретный срок, в отличие от уголовного осуждения.

Когда должник раскрывает  нужную информацию, его освобождают. Если применить такое тюремное заключение в России, то оно вряд ли даст положительный результат, поскольку пока судебные приставы будут ждать, когда должник раскроет сведения о своем имуществе, о денежных средствах, которые он скрывает, это увеличит срок неполучения алиментов ребенком, тем самым процесс взыскания алиментов будет очень длительным и не эффективным. Тюремное заключение в Греции применяется  к должнику как дополнительное средство при отказе раскрыть местонахождения имущества.

Можно заимствовать из зарубежного опыта такую меру, как ограничение в пользовании должником гражданином Российской Федерации, выезжающим на территорию иностранного государства, имеющимися в его распоряжении банковскими картами, используемыми в международных системах платежей, например Visa и MasterCard.

Хочется отметить, что, ориентируясь на международный опыт в области принудительного исполнения решений суда по алиментным обязательствам, в Российской Федерации к настоящему времени уже удалось реализовать некоторые механизмы повышения результативности деятельности судебных приставов-исполнителей. В сфере розыска должника у российских судебных приставов-исполнителей имеется опыт взаимодействия с коммерческими организациями для получения информации о наличии договоров, которые закрепляют оказание услуг доступа к сети Интернет, подвижной связи, об абонентских номерах мобильных телефонов, о денежных средствах, затраченных должником на пользование данной услугой.[6] Также одним из способов принудительного исполнения в России стало списание денежных средств со счетов сотовых телефонов должников. Во многих субъектах Российской Федерации заключены договоры с операторами телефонной связи. С помощью их услуг должники уведомляются о том, что у них имеется задолженность и им необходимо явиться в службу судебных приставов.[7]

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные проблемные вопросы принудительного взыскание алиментов и применение к должникам мер уголовно-правового воздействия. Было выявлены серьезные  проблемы, которые затрудняют работу Судебных приставов и возможность взыскания алиментов. Прежде всего, затрудняет взыскание алиментов следующие факторы: неизвестность места нахождения должника  или факт того, что должник не имеет постоянного места работы или скрывает свое имущество. К тому же, судебные приставы сталкиваются с проблемой «серых»  зарплат, начисляемых должникам. Значительные трудности возникают при взыскании алиментов с иностранных граждан или граждан России, которые пребывают на территории иностранных государств.

Безусловно, фактическое исполнение требований об алиментных обязательствах невозможно без полного и своевременного применения судебными приставами в отношении должника всего комплекса мер принудительного исполнения, предоставленных Федеральной службе судебных приставов действующим законодательством. Для совершенствования деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов  необходимо создать единую информационную базу, которая будет содержать информацию о должниках, а также должна быть создана сеть, по которой сотрудники Федеральной Службы Судебных Приставов  могли легко и незамедлительно получать информацию из каких-либо госорганов.

Кроме того, судебные приставы и дальше должны применять способы морального воздействия на должников и использовать нестандартные методы розыска должников, их имущества через Интернет, социальные сети. Изучив зарубежный опыт по принудительному взысканию алиментов, некоторые меры воздействия на должников, например, временное лишение водительский прав и лицензии на определенный вид деятельности за неуплату алиментов, необходимо реализовать и в нашей стране.

Что касается статьи 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая закрепляет уголовную  ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, то она требует серьезных изменений. Прежде всего, нужно раскрыть понятие «злостное уклонение» и ее критерии. Кроме того, необходимо заменить понятие «средства на содержание» на термин «алименты», так как именно это понятие отражает сущность предмета рассматриваемого преступления. Если говорить о наказании, то единственной подходящей мерой ответственности, предусмотренной статьей 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации, являются исправительные работы, так как они предполагают трудоустройство должника, а значит, и возможность удержаний из заработной платы по алиментным платежам.  

 

 

Время создания/изменения документа: 25 июня 2015 07:41 / 02 октября 2015 09:52

Версия для печати